Конспект коррекционно-развивающего занятия на снижение уровня тревожности
Что интересного в Песочной стране?
Косова Елена Виталиевна,
педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 15
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Тема: Что интересного в Песочной стране?педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 15
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Группа: средняя, 5-6 лет
Цель: создание условий для снижения уровня тревожности.
Задачи:
обучающая - обучить техникам расслабления и анализу эмоционального состояния;
развивающая - развивать умение анализировать свои эмоции, чувства и контролировать их;
воспитательная - поощрять умение слушать и слышать.
Планируемый результат:
познавательные – дети расширят знания об эмоциях и чувствах , и попробуют их контролировать;
личностные – проявят интерес к занятиям с психологом и будут стремиться к активности в ходе выполнения упражнений;
коммуникативные – научатся слушать друг друга, отвечать по очереди.
Материалы: кинетический песок, рассыпчатый цветной песок, формочки для песка, лоток для песка каждому ребёнку, карточки с эмоциями.
Ход занятия
1) Вступительная часть
Ритуал приветствия в Песочной стране (психолог приглашает ребят в кабинет, дети берутся за руки в кругу и произносят слова):
Здравствуй, здравствуй, добрый день
Нам играть с тобой не лень.
Открывай свои коробки
Доставай песка пригорки,
Человек - Песочный друг
Поприветствуй-ка наш круг!
- Ребята, мы поздоровались с нашим Песочным Человеком, который всегда наблюдает за нашей игрой в песок. Но у него есть правила. Как думаете, какие? (ответы детей)
- Песок нельзя бросать;
- Песком можно играть в районе лотка;
- Песок нельзя кушать;;
- Друг друга нужно слушать!
- Надеюсь, что вы готовы к путешествию в Песочной стране и сможете больше узнать о чудесах этого мира. Как думаете, чем мы займёмся в этом путешествии? (ответы детей)
2) Основная часть
- Вот и наша первая остановка на улице Мягких Песков.
Упражнение №1
У каждого ребёнка есть лоток с кинетическим песком. Предлагаем познакомиться с песочком. Прикладывая каждый пальчик к песку - называем своё имя и оставляем отпечаток, проговаривая что мы любим делать. 5 пальчиков - 5 любимых дел. Например: «Меня зовут Маша, я люблю гладить котят - прикладываем к песку большой пальчик, рисовать - указательный пальчик, танцевать - средний, играть с куклами - безымянный и разговаривать с друзьями - мизинец».
Психолог задаёт вопросы в ходе выполнения упражнения:
- Какие эмоции вы испытываете, когда занимаетесь любимым делом?
- А когда делаете то, что вам не нравится?
(если дети затрудняются, то психолог может начать первым и своим примером показать как можно ответить на вопросы; важно помочь детям проанализировать свои эмоции и чувства)
- Молодцы, ребята! А теперь мы перемещаемся на улицу Эмоциональную. Вспомним, какие эмоции вы знаете? (ответы детей; можно использовать карточки с эмоциями - радость, грусть, злость, удивление и т.п., а также предложить детям изобразить мимически ту или иную эмоцию, получится уже игра)
Упражнение №2
Рисуем эмоции на песке. Каждый ребёнок должен нарисовать смайлик-эмоцию на песке. Это можно делать с помощью формочек для песка или пальчиком. После - происходит обсуждение:
- Какую эмоцию ты изобразил?
- Когда мы можем быть (грустными/весёлыми/удивлёнными и т.п.)
- А как ты себя сегодня чувствуешь?
(в ходе этого упражнения можно перерисовать грустную или сердитую картинку на более радостную, проговаривая от чего этот смайлик может перестать грустить, что может поднять настроение; при необходимости - диалог с ребёнком продолжается в таком русле: «А когда ты грустный, что может поднять тебе настроение? Можешь ли ты сам себе поднять настроение? Когда такое было последний раз?»)
- Ребята, вы отлично потрудились! Готовы продолжать наш путь? Тогда поехали на Вкусную улицу!
Выполнение двигательной гимнастики:
Мы едем, едем, едем,
Не в дальние края,
А на велосипеде,
Туда - где ждут меня! (изображаем руками, что держимся за руль и перебираем ногами)
Скорей крути педали (двигаемся по комнате)
Увидишь ты вокруг, (смотрим вокруг себя)
Людей, что тебя ждали
И приняли в свой круг! (становимся в круг и берёмся за руки)
Упражнение №3
Тесто для хорошего настроения.
Детям необходимо замесить «тесто» для хорошего настроения. А чтобы оно получилось - нужно прислушиваться к себе и замешивать так, как нравится. Кому-то нравится сживать песок, кому-то примять к плоскости, кому-то лёгкими движениями рассыпать в рамках лотка. Здесь психолог следит за выполнением задания и дисциплиной одновременно, при необходимости - правила, которые были в начале занятия - повторяются.
Когда «тесто» готово - предлагаем создать что-нибудь из песка. Можно вылепить фигуру или выдавить с помощью фигурок для песка. Результаты - обсуждаются в группе:
- Что у тебя получилось?
- Нравится ли тебе это? Почему?
- Улучшилось ли твоё настроение?
Упражнение №4
Каждому ребёнку предлагается выбрать цвет рассыпчатого песка. Этот цвет и будет у ребёнка в чистом лотке. Насыпаем песок и предлагаем потрогать его, описать (шершавый, тёплый, желтый, лёгкий). Предлагаем нарисовать пальчиком узоры на песке и сравнить свои ощущения с предыдущими упражнениями. На каком песке легче и приятнее рисовать: кинетическом или рассыпчатом?
Психолог анализирует узоры и изображения, может по ходу упражнения задавать вопросы каждому ребёнку и контролировать, чтобы дети не перебивали друг друга.
3) Заключителная часть
Ребята, какие эмоции у вас были в начале занятия? А в конце?
Что интересного вы сегодня делали?
Удалось ли вам друг друга слушать и не перебивать?
Удались ли рисунки?
Прощаемся с песочным человечком (Ритуал завершения занятия)
До свидания, пока
Мы играть будем всегда.
Человек-Песочный друг,
Приходи к нам снова в круг.
Мы прощаемся с тобой,
Но придём ещё гурьбой!